Функция регулирования правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации
Эта функция предусмотрена пунктом 14 статьи 4 Федерального закона.
Бухгалтерский учет. В зарубежных странах законодательство о бухгалтерском учете входит составной частью в различные отрасли права.
Например, в Германии и во Франции бухгалтерский учет предусмотрен торговыми кодексами. В Италии эти вопросы регулируются Гражданским кодексом.
В России бухгалтерский учет регулируется административным правом. Однако, что касается кредитных организаций, то их деятельность регулируется банковским правом, и, следовательно, общие требования бухгалтерского учета, установленные административным законодательством, здесь дополняются правилами, установленными банковскими законами и нормативными актами Банка России. Как уже отмечалось, кредитная организация является субъектом различных правоотношений (конституционных; гражданско-правовых, административных, банковских и др.), и поэтому вполне логично, что общие принципы ее бухгалтерского учета регулируются административным правом, а конкретные правила бухгалтерского учета устанавливаются банковским правом.
По своему непосредственному содержанию нормы бухгалтерского учета и отчетности кредитных организаций являются технологическими нормами банковского дела, а по форме - юридическими.
Стало быть, они обязательны для всех кредитных организаций. Нарушение этих норм влечет применение к кредитным организациям санкций, предусмотренных в ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Бухгалтерский учет в кредитных организациях - это разновидность бухгалтерского учета и финансовой отчетности, обязательных для всех организаций, которые находятся на территории России или созданы в соответствии с ее законодательством. Единые принципы бухгалтерского учета обязательны для всех хозяйствующих субъектов и в целом для любой из организаций в Российской Федерации. В ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" сказано, что данный Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской федерации.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" предусматривает основные цели законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств н хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Федерального закона).
В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" сформулировано понятие, которое имеет общее значение для бухгалтерского учета любой организации, в том числе - для банков. Суть его состоит в том, что бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
В этом же Федеральном законе указаны основные задачи бухгалтерского учета:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
В ст. 2 Федерального закона "О бухгалтерском учете" даны основные общие понятия бухгалтерского учета. Несмотря на оговорку о том, что они используются для целей этого Федерального закона, они имеют нормативное значение, поскольку надо учитывать, что этот Федеральный закон устанавливает правила, с которыми должны быть согласованы все виды бухгалтерского учета. К используемым в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" основным общим понятиям относятся следующие:
- руководитель организации - руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации;
- синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;
- аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;
- план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета;
- бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Вместе с тем данный Федеральный закон, на наш взгляд, противоречит не только банковскому законодательству, но и Конституции Российской Федерации.
В ст. 3 этого Закона сказано, что "законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации".
Похожие работы: